Семантическая сеть для искусственного интеллекта.


Досье искусственного интеллекта. Часть 3.
Сергей Бобровский

Превратим Интернет в семантическую Сеть!

Военное научное агентство DARPA разрабатывает новый язык программирования DAML ( DARPA Agent Markup Language ), основанный на XML. Он предназначен для детального описания смысла хранимой на Web-странице информации. Рабочая версия DAML появится летом, и DARPA надеется, что консорциум утвердит W3C в качестве стандарта. Предполагается, что DAML послужит существенным стимулом для превращения Интернета из "свалки" информации в семантическую Сеть.

DAML позволит Web-агентам и поисковым системам комбинировать смысловое содержание нескольких страниц (например, учитывать в рубрикаторе все иерархические разделы, относящиеся к конкретному сайту), что позволит выполнять поиск предельно точно.

Другое преимущество DAML – возможность унификации жаргонных выражений, применяемых в разных областях промышленности и относящихся к одному и тому же технологическому элементу.

А зачем понадобился DAML военным? Одно из направлений, где этот язык может успешно применяться – дистанционный контроль за работой всевозможных бортовых устройств. Встроенная система хранит описание функций каждой своей детали на DAML, и путем постоянного отслеживания их состояния можно оперативно определять причины возникающих поломок и отказов в работе.

Пока главная проблема в распространении DAML – отсутствие эффективно работающих DAML-агентов.

Самый знающий эксперт

В течение 15 лет компания Cycorp разрабатывает базу знаний Cyc (en-Cyc-lopedia, http://www.cyc.com/), на создание которой уже потрачено 50 млн. долл. На сегодня Cyc – лучшая в мире экспертно-справочная система, охватывающая все области знаний и способная делать логические выводы. Только в ядро Cyc вручную заложен 1 млн. утверждений.

Cyc состоит из основного ядра, базы знаний, интерфейсной части, подключаемых модулей и языка представления информации CycL, который работает с предикатами второго порядка.

Пообщаться с Cyc можно через Интернет на сайте http://www.e-cyc.com/. Можно также приобрести сервер Cyc Knowledge Server и среду создания порталов знаний e-Cyc Portal Toolkit для разработки собственных приложений на основе Cyc для Unix и Windows NT.

Секретарь ищет работу

Фирма Zabaware (http://www.zabaware.com/) предлагает свободную версию компьютерного секретаря – Windows-программу Ultra Hal Assistant, которая представляет собой виртуальный персонаж, способный после установки на компьютере запоминать различную информацию (деловое расписание "начальника", телефоны, дни рождения, адреса), выполнять несложные поручения (послать письмо в назначенное время, напомнить о встрече), подсказать, как правильно работать с Windows, разными офисными программами, и даже пошутить, чтобы снять напряжение.

Общаться с секретарем можно голосом – в Ultra Hal Assistant встроен блок распознавания английской речи, да и сам он общается с пользователем тоже голосом, а не текстовыми сообщениями.

Программа способна поддерживать разговор благодаря наличию большой базы знаний, и обучаться, анализируя предпочтения хозяина.

Виртуальный автор

Силмер Брингсйорд, профессор философии из Ренселарского политехнического института, и ученый Дэвид Феррачи из исследовательского центра IBM давно ведут работы над программой – интеллектуальным рассказчиком. С результатом их трудов – системой Brutus.1 можно познакомиться на сайте www.rpi.edu/dept/ppcs/BRUTUS/brutus.html. Brutus.1 генерирует рассказы объемом около 500 слов на тему любви и измены.

В этой связи можно отметить книгу ленинградского ученого В. Проппа "Морфология сказки", вышедшую еще в 1928 г. В ней были формально описаны все сказочные сюжеты. Впоследствии на основе этой книги было создано немало программ, автоматически составляющих сказочные тексты произвольной длины.

Исследования в области генерации текстов на естественных языках (Natural Language Generation, NLG) сегодня переживают второе рождение. Существовавшие ранее алгоритмы не выходили из стен академических институтов, так как просто не существовало прикладных областей для их применения. Сегодня же спрос на хорошие NLG-продукты стремительно растет – весьма заманчивы перспективы, которые сулят программы, способные самостоятельно написать документацию, различные технические и рекламные материалы, а также автоматически создать художественные произведения. Например, в рамках крупного европейского проекта HIPS (www.ing.unisi.it/lab_tel/hips/hips.html) ведется разработка принципиально нового интерфейса для мобильных устройств, основанного на автоматической генерации сообщений.

Игрушки для маленьких и больших

Игрушки с элементами разумного поведения появляются сегодня на рынке практически каждый месяц. Компания Sony предлагает робота-собачку AIBO, который, обладая множеством интеллектуальных функций, стоит пока весьма дорого – $2500. Фирма Tiger (подразделение крупнейшего игрового издателя Hasbro) выпускает игрушки подобного типа значительно дешевле. Песик I-Cybie ценой $150 понимает голосовые команды и реагирует на звук и свет. Щенок Spike ($70) способен выполнять несложные команды и обучаться. За $40 можно купить простенький робот Yoda (прообраз одноименного персонажа из "Звездных войн").

Не забывает рынок робототехнических развлечений и фирма Lego. Ее серия конструкторов Lego Mindstorms расширена набором блоков со встроенными микропроцессорами. В этом году появится также набор Lego Vision Command System ценой $99, в который войдет подключаемая к ПК видеокамера. С ее помощью дети смогут, например, создавать роботов, способных сторожить вход в комнату и сигнализировать о появлении движущегося объекта.

Фирма K'Nex Industries выпускает схожий конструктор CyberK'Nex по цене $50–$150. Он представляет собой набор блоков для сборки роботов и картриджи со сменным ПО.

 




Сайт "Искусственный интеллект" - программирование ИИ от разработчика: общение, статьи, ссылки.

Copyright "OBRAZEC.RU", 2002-2017. Последние изменения внесены October 31 2010 15:58:24.
С предложениями и замечаниями обращайтесь на форум.



         Дата предыдущего изменения 13 февраля 2007 года.