Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

ТРИЗ, базы знаний, выводы на нейронных сетях и автоматическое доказательство теорем. Если предложите свою тему - буду благодарен:)

Модераторы: DCV, Dimmy, daner, victorst, Администраторы

Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Вс мар 18, 2018 11:04:45

Недавно опытный эксперт по ИИ на одном из соответствующих форумов поставил правильный вопрос. Мне захотелось на него ответить содержательно, ибо пригодится...

Михайло: "Чем интеллектуальная задача отличается от задачи 2+2=4?:
Добавлено: 12 фев 18 11:19
Последний раз редактировалось amspb1 Пн мар 19, 2018 2:44:24, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург

Re: Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Вс мар 18, 2018 19:20:20

Так воооот, я был убежден, что именно этот термин (ИЗ) был введен мною лично просто так, походя, в 2006 году, на конкретно данном форуме, при обсуждении базовых терминов ИИ, а конкретнее, того, что мы называем ИИ (определение термина ИИ).

Оригиналов дискуссий тут не сохранилось, хотя у меня где- то должны быть копии логов за 6-9 мес с моим участием... - кому нужно- найду и вышлю...

Там было в итоге выписано определение ИИ (цитирую по памяти):
ИИ это система, способная решать ИЗ.

ИЗ - это такие задачи, которые не требуют затрат материальных ресурсов и физических усилий для поиска и построения их решений

А вот недели 2 назад, "случайно", наткнулся на ссылку (от "Sirius-2") публикаций по ИИ : "Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем (2000)"... А там прям по русски написано определение ИИ, которое мы так мучительно обсуждали, кто помнит:
" ИИ - это одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно - программных средств, позволяющих пользователю-не- программисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся интеллектуальными задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка."
- раздел 1.2 - "Основные исследования в области ИИ", стр. 15...

Далее, в разделах 1.2.1 - 1.2.9 много чего по существу задач ИИ, но ни слова про сущность ИЗ, как ни странно...

Кто не в курсе, Гаврилова Т.А. (Татьяна Альбертовна) - президент (или типа того) СПб отделения РАИИ

Tatiana Gavrilova, Professor and Head of Information Technologies in Management Dpt.,Graduate School of Management,St. Petersburg University
"Все суета сует и томление духа..."
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург

Re: Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Чт мар 22, 2018 9:48:36

Возвращаясь к поставленному вопросу процитирую основные мысли участников микро- диспута ( " Чем интеллектуальная задача отличается от задачи 2+2=4?", 2 страницы за 2 дня):

1. Михайло, 12 фев 18 11:19

Многие наивно считают, что существующие алгоритмы ИИ решают задачу калькулятора вроде 2+2=4. Это глупость. Достаточно познакомиться хотя бы с десятком примеров интеллектуальных задач.
Для интеллектуальных задач характерно:
1. Большое количество обучающих примеров.
2. Обучающие примеры либо очень редко, либо совсем не совпадают с тестовыми примерами.
3. Неочевидность и неоднозначность решения (=неполнота исходных данных).
4. Отсутствие возможности применить какие-либо строгие фундаментальные знания: логику, математику, физику и т.д.

Пункт 4 необязателен, но если его включить в требования, то отметается глупое представление о том, что ИИ должен составлять всякие там онтологические словари.

Искусственный интеллект основывает своë решение на обучающих примерах, в большинстве современных алгоритмах - исключительно на этих примерах. Подтянуть онтологию можно, но это не является важным, ведь все фундаментальные знания можно получить и из обучающих примеров.

А что с примером 2+2=4? Ведь человек умеет решать подобные задачи. Ответ: умение считать - это, как ни странно, интеллектуальная задача высокого порядка. Это для калькулятора 2+2=4 - это "шевеление" битами в двух регистрах памяти. Для человека это комплексная задача, включающая задачи типа отличения чисел от букв, от знаков математических действий, счëта от 1 до 10, представления о гомоморфности чисел и количества пальцев/камушек/конфет и т.д. Для человека это результат изучения примерно 200-500 примеров различного рода.

А вы себе как представляли интеллектуальную задачу?


2. гость 94.102.122.*, 12 фев 18 11:51

По сути вопроса. Интеллектуальная задача сводится к принятию решения (ПР). 2+2=4 - тоже решение. Но для него достаточно формальной логики. В общем случае для ПР формальной логики недостаточно.

На мой взгляд, компонентами ПР должны быть:
- анализ, он же "распознавание";
- прогноз, он же ожидание отклика среды;
- оценка, она же интегральный показатель состояния среда/система.
Пока все


3. гость, 188.170.73.*, 13 фев 18 1:12

мих> Для интеллектуальных задач характерно: 1234
> А что с примером 2+2=4?

можно было бы задать вопрос что характерно для интеллектуального подхода к задаче..
помимо прочего можно было бы указать способность рефлексии над значениями символов - калькулятор не рефлексирует, при строгой денотационной и операционной семантике релексия тоже не нужна, а если допусть что 2 это округление от, cкажем, 2,4, то 2+2=5.. или типо что один кролик плюс один кролик это уже три кролика..


4. victorst, 13 фев 18 2:13


Автор: Михайло
А что с примером 2+2=4? Ведь человек умеет решать подобные задачи.Ответ: умение считать - это, как ни странно, интеллектуальная задача высокого порядка. Это для калькулятора 2+2=4 - это "шевеление" битами в двух регистрах памяти. Для человека это комплексная задача, включающая задачи типа отличения чисел от букв, от знаков математических действий, счëта от 1 до 10, представления о гомоморфности чисел и количества пальцев/камушек/конфет и т.д. Для человека это результат изучения примерно 200-500 примеров различного рода.

А вы себе как представляли интеллектуальную задачу?


Чисто гипотетически: заходим в джунгли, находим дикое племя Мумба-юмба и задаем вопрос о сложении двух чисел. Скорее всего они, если жили в изоляции, не ответят на этот вопрос сразу.
Вопрос: какую минимальную обучающую последовательность мы должны подать на вход искусственной системы не обладающей вообще никакой информацией, но снабженной простейшим набором общих механизмов обработки этой информации чтобы получить ответ на вопрос 2+2 ?


5. гость,188.170.83.*, 13 фев 18 2:40

в.> простейшим набором общих механизмов

если набор 'неполон' то для его пополнения потребуется наверное большая минимальная серия..
и не факт что пополнение состоится.. типо даже муравьи (ср. мaлые нейросистемы) как будто различают малые дискретные количества и совершают какие-то оперaции с ними - но абстракции числа не формируют - даже приматы с огромным мозгом не формируют абстракции арифметической системы..


6. Траян, 13 фев 18 3:23


Автор: Михайло
Многие наивно считают, что существующие алгоритмы ИИ решают задачу калькулятора вроде 2+2=4. Это глупость.


Байка.
Начальная школа где-то в патриархальной Германии.
Учитель, дабы отвязаться занять чем-то учеников и предаться своим делам дал им задание на целый час - тупо сложить все натуральные числа от 1 до 100.

Но что же? Не прошло и двух минут, как один из учеников приносит ему готовый результат.
Поскольку он не стал тупо складывать число за числом в столбик, а нашел другое - очень простенькое и в чем-то даже красивое решение: (101*50=5050).

Звали этого маленького ученика Карл Гаусс.

PS В этой незатейливой байке как раз и говорится об одном из важнейших свойств СИИ.
Обучающих примеров на сложение маленькому Карлуше было показано 100500. Более того, ему был объяснен и алгоритм сложения целых чисел в столбик. Но вот он почему-то ими не воспользовался, а нашел новое - оригинальное, эффективное и прагматичное решение проблемы.

PPS Пишу это не для Михайлы - не в коня корм - он все равно ничего не поймет.


7. гость, 94.102.122.*, 13 фев 18 3:19


Автор: Траян
Обучающих примеров на сложение маленькому Карлуше было показано 100500. Более того, ему был объяснен и алгоритм сложения целых чисел в столбик. Но вот он почему-то ими не воспользовался, а нашел новое - оригинальное, эффективное и прагматичное решение проблемы.


Справедливо, ибо интеллект возник, как инструмент повышения эффективности достижения цели. Где эффективность = результат / затраты. Затраты в данном случае временнЫе.

В более общем смысле цель живого 1) выживание 2) повышение эффективности выживания.
На примере задачи видно, что это производится путем поиска в пространстве решений.
Любимое "самопрограммирование" Михи - просто один из вариантов. Есть и другие.


8. Траян, 13 фев 18 4:20


Автор: гость во лбу гвоздь
... путает понимание машиной самой сути явления


Слово "понимание" здесь очень к месту.

Поскольку в классе сидели дети homo sapiens, то все они - по определению - являлись разумными существами, обладающие сознанием и способностью к пониманию (правильному или нет пока не о том) сути поставленной перед ними задачи.

Вот сидящий в соседнем ряду сын пивовара Гюнтер понял ситуацию так, что от него требуется демонстрация усидчивости, педантичности и терпения. И поэтому он вполне довольный собой просидел целый час прилежно складывая числа и аккуратно, без помарок! записывая все полученные данные.

Карлуша же понял задачу так, что от него требуется лишь правильное решение данной математической задачи.

Разность же в понимании ситуации объясняется разностью тех моделей мира, что юзали эти ребятки ...


9. Михайло, 13 фев 18 7:30


Автор: Траян

Звали этого маленького ученика Карл Гаусс.

PS В этой незатейливой байке как раз и говорится об одном из важнейших свойств СИИ.


Я этим фокусом в детстве и без Карла Гаусса воспользовался. Просто достаточно задать эту задачку. Просто раньше считалось, что нужно как верный и покорный ученик аккуратно сделать сотню операций сложений, а сейчас известно, что такие задачи с подвохом, надо искать нестандартное решение. Вся разница.
Очевидно, Гаусс, как и я, делал попытку сложения, нарабатывал некоторые примеры сложения. Нужно было понимать, что порядок сложения неважен. Я нашёл другую зависимость, нежели Гаусс:
1 + 99 = 100
2 + 98 = 100
3 + 97 = 100
...
a + b = 100, где a=1...49, b=51...99
...
49 + 51 = 100
Итого: 49*100 + 100 + 50 = 5050.

Нестандартность мышления - это тоже тренируемый навык. Во многих областях есть специалисты креативного плана, они тренируют метод мозгового штурма, перебирают различные варианты. Их мозг работает несколько иначе, нежели у ленивых обывателей. Хочу отметить, что тот же Карл Гаусс сделал своё открытие отчасти случайно, но всё же благодаря своему богатому опыту решения различных примеров и умением обобщать. Умение обобщать тоже тренируется на примерах. Никак иначе. Абсолютно никак. Не придумать других методов.

Понял?


10. гость, 188.170.75.*, 14 фев 18 3:43

гвоздь> приведет к конфликту вывода с действительностью

получается, что вопрос об иинтеллектуализации 2+2 это вопрос о разноплановых репрезентациях (рефлексия возможных смыслов символов) - чем их больше тем интеллект 'объемнее' (интеллект это и выбор приемлемой интерпретации) - 1 пара яблок + 1 яблоко = таки 3 яблока.. C чего мы решили что опериpование абстракными числами это 'правильнее' чем оперирование атрибутированными? что четкая арифметика 'лучше' (безотносительно) интервальной или нечеткой? интеллект как живое ('ситуационно-оперативное' бишь осмысленое) отношение с действительностью, а не механическое продуцирование 4 в ответ на 2+2=?..


11. гость, 188.170.72.*, 14 фев 18 4:29

малышом я гауссову задачу решил дописав под первым рядом тот же ряд в обратном порядке - сложил в столбик по столбикам, умножил на число равных столбиков и поделил на 2..

И на этом диспут про суть ИЗ сдох - "бензин кончился "...

Смешно!
"Все суета сует и томление духа..."
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург

Re: Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Чт мар 22, 2018 10:31:58

Чего тут не хватает СИЛЬНО, для полноты охвата вопроса:

1. Списка, из 10, хотя- бы, ИЗ. Лучше из 30- 50.

Надеюсь у "Михайлы" и коллег хватит ума не вписывать туда задачи типа распознавания образов и звуков...- если сами не додумаетесь почему- спросите, поясню...

2. Обосновать, какое отношение ИЗ и ИИ, вообще, имеют к пп. 1-4 Михайлы.

Если не понятно, в этих пп. речь идет о вере приверженцев в один из "методов траты времени впустую" по теме поиска ИИ (в темной комнате,...). Разве умно рассуждать о свойствах ИИ, когда его нет и в помине?!

Искусственный интеллект основывает своë решение на обучающих примерах...

Причем тут "обучающие примеры" и "фундаментальные знания"? Религиозный фанатизм, и только...


3. Определить строго, что такое ИЗ, а не писать что для них "характерно".

4. Не писать умных дебилизмов: "гомоморфности чисел и количества пальцев..."

А писать правильно и доступно: " Соответствие множества пальцев на руках и последовательностей чисел в процедурах счета"...- и "умненько", и без ляпов!"

5. Провести классификацию ИЗ.

Все это я и собираюсь дополнить к сдохшей теме, правда на этом форуме, а не на идеологически - гнилом оригинале...

ЗЫ: кому хочется тут зарегиться и никак (из- за строгой капчи) - предлагается вариант прямого обращения к владельцу ресурса "Василий", он обещал это делать охотно. С вас ник и пароль...
Последний раз редактировалось amspb1 Ср мар 28, 2018 5:20:37, всего редактировалось 1 раз.
"Все суета сует и томление духа..."
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург

Re: Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Чт мар 22, 2018 10:56:27

Пока тут не началась свара и склока (которые безусловно будут пресекаться в корне), начну с самого главного, с определения:

ИЗ - это:

1. ВСЕ задачи, которые не требуют затрат материальных ресурсов и сил (энергии, кроме умственной), и
2. Требуют наличия ЕИ

Что такое ЕИ пояснять надо? Ок.

ЕИ - это способность человека и некоторых видов домашних, хорошо воспитанных, животных понимать естественный язык (ЕЯ) человеческого общения и правильно (адекватно) реагировать на него (хотя бы правильно выполнять "команды")

Занудствуя, можно прицепиться к ЕЯ- общения в стаях и муравейниках... Одна трудность - мы на этих "языках" общаться с носителями так и не научились, а их "прогресс" сильно ограничивается типичными возможностями стаи... - нет развития и интересных перспектив...

Надо заметить, что воспитание и ЕЯ человеческого общения играют принципиально важную роль... - незнание китайского не делает человека дебилом...- в отличие от шизофрении, например.

Отсюда Вывод_1: все функции головного мозга животных не обладающих ЕИ не относятся в ИЗ.

Вывод_2: Поскольку ЕИ легко классифицируется по уровням развитости, точно так же надо классифицировать и ИЗ, по тем же уровням.

Ну и под конец моего порыва- примеры ИЗ:

1. Общение
2. Понимание (ИЗ, например)
3. Обучение
4. Изучение явлений природы, поиск решений
5. Обучаемость
6. Логика, аргументирование
7. Проектирование, планирование
"Все суета сует и томление духа..."
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург

Re: Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Ср мар 28, 2018 5:34:20

Вот смешно, кто прочитает и задумается...- задачи, задачи...=- а что есть "задача" - определять не надо? Сам только что сообразил... исправляю

"Задача"- особая категория "вопроса" (форма "постановки задачи"), изначально описывающая начальные условия (текущую ситуацию, что дано, что происходит,...) и требуемый / искомый "результат".

"Вопрос" - форма транзакции (посыла сигнала, обращения к собеседнику) в процессе общения на ЕЯ с целью получить в ответ запрашиваемую информацию / данные...

"Результат" - естественный , либо рукотворный исход развития события / процесса/ явления природы на основе исходных данных / ситуации и законов природы.

Естественный Результат наступает сам собой, без участия ЕИ.
Рукотворный Результат - это Изменения к ожидаемому естественному Результату за счет действия / работы ЕИ за счет знания / понимания законов природы и приложения дополнительных сил / ресурсов/ явлений / законов природы.
"Все суета сует и томление духа..."
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург

Re: Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Сб апр 07, 2018 9:04:50

Чтобы благополучно закрыть тему в логически завершенном смысле добавлю последний штрих:

1. Имея вразумительную классификацию уровней ЕИ элементарно (за 15-25 минут ) пишется список ИЗ по тем же уровням с примерами, по 3 штуки на уровень...

2. Ответ на вопрос "Михайлы" : - отличается уровнем, конкретнее - №3- из 7.

Для ленивых - вопрос был про задачу: "2+2=?" (см. в начале темы)

Это все.
"Все суета сует и томление духа..."
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург

Re: Что такое "Интеллектуальные задачи" (ИЗ)

Сообщение amspb1 » Чт май 24, 2018 7:04:24

Дополнение к "3. Определить строго, что такое ИЗ, а не писать что для них "характерно", amspb1 » Чт мар 22, 2018 10:31:58."

- Задача может быть интеллектуальной только при условии, что она формулируется на соответствующей терминологии и модели реальности, являющимися продуктом работы ЕИ

- Для упрощения восприятия дебилами- ИЗ= "умственная задача", в отличие от многих подпространств иных задач... ("Пространство задач" - строится на базе ЕЯ общения...)
"Все суета сует и томление духа..."
Аватара пользователя
amspb1
Кандидат в участники форума
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 14:14:49
Откуда: Санкт- Петербург


Вернуться в Теоретический подход к искусственному интеллекту

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


cron


Rambler's Top100 Каталог ресурсов ListTop.Ru Каталог сайтов Союз образовательных сайтов Parenting.ru - Родители семья дети ребенок

     Сайт "Искусственный интеллект" - программирование ИИ от разработчика: общение, статьи, ссылки.